Шахматное образование

ГОРОДСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЕЙ

19-20.12.2017 г.

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ»

 Приоритетное направление детского сада №126 – интеллектуальное развитие дошкольников и оно осуществляется через шахматное образование.

В детском саду разработана модель формирования шахматного образования в дошкольном учреждении, которое реализуется:

  • Через внедрение раздела «Обучение дошкольников игре в шахматы» в образовательный процесс со средней возрастной группы;
  • Через платные дополнительные услуги;
  • Работу с педагогами;
  • Работу с родителями;
  • Взаимодействие с социумом.

В детском саду разработана авторская программа дополнительного  образования по обучению детей 4-8 лет игре в шахматы «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ В ШАХМАТНОМ ГОРОДЕ». Программа реализуется в Части программы ДОУ №126, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа предусматривает ряд этапов:

 1 ЭТАП ознакомительный (первый год обучения, средняя группа, 4-5 лет) «История возникновения игры в шахматы. Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами и их назначением».

2 ЭТАП: формирующий (второй год обучения, старшая возрастная группа, 5-6 лет) «Правила игры».

3 ЭТАП: развивающий (третий год обучения, подготовительная к школе группа, 6-8 лет) «Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций».

Планируемые результаты первого года обучения.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины: партнеры, белое и черное поле, начальное положение, белые фигуры, черные фигуры, ход, взятие,
  • Названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.
  • Правила хода фигур каждой фигуры.
  • Превращение Пешки.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске.
  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
  • Правильно расставлять фигуры в начальном положении.
  • Согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • Правила хода каждой фигуры.
  • Играть пешками.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • Легенду возникновения и историю развития шахматной игры.
  • Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры.
  • Сформированы знания по овладению детьми основных шахматных понятий.
  • Правила игры, понятия «шах, мат, пат, ничья», «стоять под боем».
  • Длинная и короткая рокировка.
  • Общие представления о том, как начинать шахматную партию.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой.
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • Объявлять шах.
  • Решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Разыгрывание положений при ходе белых, при ходе черных.
  • Рокировать.
  • Играть всеми фигурами из начального положения.
  • Объявлять шах.

 К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • Некоторых чемпионов мира по шахматам.
  • Шахматный алфавит; координаты поля.
  • Термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля, шах, мат, пат, ценность фигур; легкие и тяжелые фигуры.
  • Владеть шахматной нотацией.
  • Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение).
  • 2-3 открытых дебюта.
  • Простейшие окончания.
  • Пешечные структуры (слабые и сильные).
  • Хорошие и плохие поля для расположения фигур.
  • Правила игры в соревнованиях.
  • Стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • Умение применять элементарные правила игры на практике.
  • Играть и записывать партию.
  • Ставить мат в 1 ход разными фигурами.
  • Ставить линейный мат.
  • Ставить «детский мат» и защищаться от него.
  • Решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Сформированы эмоционально-волевые качества.
  • Сформированы интеллектуальные способности (память, наблюдательность, внимание).

Блок совместной деятельности в средней группе "Кони черные и белые"

(Воспитатель высшей квалификационной категории Зюбан Ирина Николаевна)

 

Блок совместной деятельности в подготовительной логопедической группе "Шахматная нотация"

(Воспитатель первой квалификационной категории Азарова Любовь Михайловна)

 

Материал для ознакомления:

   

Развлечение для детей старшего возраста "В стране шахматных Королей" 2017

   

  

Спортивный праздник 2017

     

Педагогический совет "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"
Ноябрь 2017 

  

Образовательная деятельность "Шахматы"

  

 

Шахматный турнир "Рыцари Шахматного королевства 2018"

     

Плакаты "С шахматами на ТЫ"

 

Дополнительное образование

Открытое занятие для родителей по дополнительной услуге  «ВЕДО страна. Шахматный клуб (Робототехника. Шахматы)» Итоговое шахматное занятие «В королевстве шахмат»

     

  

"Пешечный бой 2018"

22 мая между воспитанниками средних групп был проведён турнир по шахматам «Пешечный бой», в котором приняли участие 12 малышей.

    

  

Шахматные книги для детей

     


      

Тема "Шахматы" в живописи

 


  

HostCMS