Шахматное образование

ГОРОДСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЕЙ

19-20.12.2017 г.

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ»

 Приоритетное направление детского сада №126 – интеллектуальное развитие дошкольников и оно осуществляется через шахматное образование.

В детском саду разработана модель формирования шахматного образования в дошкольном учреждении, которое реализуется:

  • Через внедрение раздела «Обучение дошкольников игре в шахматы» в образовательный процесс со средней возрастной группы;
  • Через платные дополнительные услуги;
  • Работу с педагогами;
  • Работу с родителями;
  • Взаимодействие с социумом.

В детском саду разработана авторская программа дополнительного  образования по обучению детей 4-8 лет игре в шахматы «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ В ШАХМАТНОМ ГОРОДЕ». Программа реализуется в Части программы ДОУ №126, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа предусматривает ряд этапов:

 1 ЭТАП ознакомительный (первый год обучения, средняя группа, 4-5 лет) «История возникновения игры в шахматы. Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами и их назначением».

2 ЭТАП: формирующий (второй год обучения, старшая возрастная группа, 5-6 лет) «Правила игры».

3 ЭТАП: развивающий (третий год обучения, подготовительная к школе группа, 6-8 лет) «Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций».

Планируемые результаты первого года обучения.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины: партнеры, белое и черное поле, начальное положение, белые фигуры, черные фигуры, ход, взятие,
  • Названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.
  • Правила хода фигур каждой фигуры.
  • Превращение Пешки.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске.
  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
  • Правильно расставлять фигуры в начальном положении.
  • Согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • Правила хода каждой фигуры.
  • Играть пешками.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • Легенду возникновения и историю развития шахматной игры.
  • Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры.
  • Сформированы знания по овладению детьми основных шахматных понятий.
  • Правила игры, понятия «шах, мат, пат, ничья», «стоять под боем».
  • Длинная и короткая рокировка.
  • Общие представления о том, как начинать шахматную партию.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой.
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • Объявлять шах.
  • Решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Разыгрывание положений при ходе белых, при ходе черных.
  • Рокировать.
  • Играть всеми фигурами из начального положения.
  • Объявлять шах.

 К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • Некоторых чемпионов мира по шахматам.
  • Шахматный алфавит; координаты поля.
  • Термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля, шах, мат, пат, ценность фигур; легкие и тяжелые фигуры.
  • Владеть шахматной нотацией.
  • Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение).
  • 2-3 открытых дебюта.
  • Простейшие окончания.
  • Пешечные структуры (слабые и сильные).
  • Хорошие и плохие поля для расположения фигур.
  • Правила игры в соревнованиях.
  • Стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • Умение применять элементарные правила игры на практике.
  • Играть и записывать партию.
  • Ставить мат в 1 ход разными фигурами.
  • Ставить линейный мат.
  • Ставить «детский мат» и защищаться от него.
  • Решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Сформированы эмоционально-волевые качества.
  • Сформированы интеллектуальные способности (память, наблюдательность, внимание).

Блок совместной деятельности в средней группе "Мчатся Кони удалые"

(Воспитатель высшей квалификационной категории Зюбан Ирина Николаевна)

 

Блок совместной деятельности в подготовительной логопедической группе "Шахматная нотация"

(Воспитатель первой квалификационной категории Азарова Любовь Михайловна)

 

Материал для ознакомления:

  • Краткая презентация авторской программы дополнительного образования по обучению игре в шахматы детей 4-8 лет "Приключения Незнайки в Шахматном городе"
  • ПЛАН - КОНСПЕКТ блока совместной деятельности с детьми 4-5 лет по разделу «Обучение игре в шахматы» «МЧАТСЯ КОНИ УДАЛЫЕ» (Знакомство с ходом Коня)
  • ПЛАН - КОНСПЕКТ блока совместной деятельности с детьми 6-8 лет по разделу «Обучение игре в шахматы» «Шахматная нотация» 

Шахматные книги для детей

     


      

Тема "Шахматы и дети" в живописи

HostCMS