"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2020 гг предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья.Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.
В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Восемь основных принципов инклюзивного образования:
Материалы для ознакомления
В дошкольном учреждении созданы условия для жизнеобеспечения и развития детей, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Доступная среда» представляет собой особое пространство, в котором инвалиды и маломобильные группы населения (люди, которые передвигаются на креслах-колясках, другие люди с ограниченными физическими возможностями: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и умственного развития) могут чувствовать себя без заметных ограничений. В рамках программы «Доступная среда» в ДОУ был осуществлён комплекс работ по адаптации помещений здания детского сада для доступности людей с инвалидностью и иных представителей маломобильных групп населения:
В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ: http://126lipetskddo.ru/
Педагогический коллектив нашего ДОУ имеет опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди детей, посещающих как коррекционную, так и общеразвивающие группы нашего ДОУ, встречаются воспитанники, имеющие особые образовательные потребности.
Предметная среда всех помещений нашего ДОУ оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции воспитанников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями развития — сложная задача, требующая при влечения различных специалистов. Наличие в нашем детском саду многопрофильных специалистов (учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкальных руководителей, педагога дополнительного образования) способствует повышению эффективности коррекционной работы.
Психолого-педагогическая коррекция развития воспитанников с ОВЗ в нашем детском саду осуществляется различными специалистами психолого-педагогического сопровождения:
Образовательная деятельность в группах с нарушением речи (ОНР) ведется по «Адаптированной основной образовательной программе для дошкольников 5-8 лет с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №126 г. Липецка» и носит коррекционно-развивающий характер. Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-8 лет (со ІІ и ІІІ уровнем общего недоразвития речи), срок реализации Программы 2 года.
Цель коррекционной работы – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание им помощи в освоении Программы.
Задачи коррекционной работы:
- выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы
Учитель-логопед
Кузнецова
Наталия Владимировна
СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Основание к зачислению |
Направление ПМПК |
Охват (из расчета 1 ставки) |
Одна коррекционная группа |
Контингент детей преимущественно |
Со сложными речевыми нарушениями (ОНР II, III уровень) |
Наполняемость |
Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 12 человек |
Возраст |
5-8 лет |
Формы работы |
Групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная |
Длительность занятия |
Фронтальные – 20-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин. |
Основные задачи коррекционного процесса |
Коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; предупреждение нарушений чтения и письма; активизация познавательной деятельности детей; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) |
Длительность пребывания |
2 года |
Взаимосвязь |
Воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие) |
Тарифные надбавки |
Педагогическим работникам на 20%; |
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР
Материалы для ознакомления