ДОСТУПНАЯ СРЕДА Специальные условия образования для детей с ОВЗ


"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

Государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2020 гг предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья.Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  •  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  •  Все люди нуждаются друг в друге.
  •  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  •  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  •  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  •  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Материалы для ознакомления

В дошкольном учреждении созданы условия для жизнеобеспечения и развития детей, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

«Доступная среда» представляет собой особое пространство, в котором инвалиды и маломобильные группы населения (люди, которые передвигаются на креслах-колясках, другие люди с ограниченными физическими возможностями: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и умственного развития) могут чувствовать себя без заметных ограничений. В рамках программы «Доступная среда» в ДОУ был осуществлён комплекс работ по адаптации помещений здания детского сада для доступности людей с инвалидностью и иных представителей маломобильных групп населения:

  • Обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку
  • Безопасный путь движения по территории
  • Выполнены в одном уровне пересечения проезжей части с тротуаром

      

  • Непосредственно перед входом в задание – тактильно-визуальная табличка с информацией о назначении здания

  • В пределах входной группы перед дверными проёмами установлены тактильные предупреждающие указатели 
  • Беспроводная кнопка вызова 

  • Входные двери с расширением проёма 

  • При входе в здание установлена тактильная полноцветная мнемосхема, информация на которой дублирована шрифтом по системе Брайля

   

  • Видеонаблюдение на территории детского сада и внутри здания

    

    

В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ: http://126lipetskddo.ru/

  • изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам
  • консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада mdoulip126@yandex.ru
  • телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья   ТЕЛ. 78-17-49,  а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте http://126lipetskddo.ru/

Педагогический коллектив нашего ДОУ имеет опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди детей, посещающих как коррекционную, так и общеразвивающие группы нашего ДОУ, встречаются воспитанники, имеющие особые образовательные потребности.

Предметная среда всех помещений нашего ДОУ оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции  воспитанников с инвалидностью  и  ограниченными возможностями здоровья.

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями развития — сложная задача, требующая при влечения различных специалистов. Наличие в нашем детском саду многопрофильных специалистов (учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкальных руководителей, педагога дополнительного образования) способствует повышению эффективности коррекционной работы.

Психолого-педагогическая коррекция развития воспитанников с ОВЗ в нашем детском саду осуществляется различными специалистами психолого-педагогического сопровождения:

  • Учитель-логопед
  • Педагог-психолог

Образовательная деятельность в группах с нарушением речи (ОНР) ведется по «Адаптированной основной образовательной программе для дошкольников 5-8 лет с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №126 г. Липецка» и носит коррекционно-развивающий характер. Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-8 лет (со ІІ и ІІІ уровнем общего недоразвития речи), срок реализации Программы 2 года.

Цель коррекционной работы – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание им помощи в освоении Программы.

 Задачи коррекционной работы:

- выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;

- преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы

  

  

Учитель-логопед

Кузнецова

Наталия Владимировна

  

  

  

  

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Основание к зачислению

Направление ПМПК

Охват (из расчета 1 ставки)

Одна коррекционная группа

Контингент детей преимущественно

Со сложными речевыми нарушениями (ОНР II, III уровень)

Наполняемость

Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 12 человек

Возраст

5-8 лет

Формы работы

Групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная

Длительность занятия

Фронтальные – 20-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин.

Основные задачи коррекционного процесса

Коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; предупреждение нарушений чтения и письма; активизация познавательной деятельности детей; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)

Длительность пребывания

2 года

Взаимосвязь

Воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие)

Тарифные надбавки

Педагогическим работникам на 20%;

  

 

 Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР

  1. Работа по развитию понимания речи.
  2. Создание мотивации для развития речевой коммуникации.
  3. Формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков.
  4. Коррекция неправильного звукопроизношения.
  5. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений.
  6. Уточнение и расширение словарного запаса.
  7. Уточнение грамматических категорий.
  8. Развитие психических функций.
  9. Воспитание эмоционально-волевой сферы.
  10. Подготовка к обучению к школе.
  11. При осложненных формах ОНР параллельно проводится логопедическая работа по коррекции конкретных речевых нарушений.

   

 Материалы для ознакомления

   

HostCMS